Справочная служба 8-800-222-19-17

 Основные характеристики дизтоплива.

Цетановое число дизельного топлива характеризует мощностные и экономические показатели двигателя. Чем ниже цетановое число, тем больше период задержки самовоспламенения.

Диапазон значений цетанового числа колеблется от 40 до 55, что обозначает отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения. Применение топлива с цетановым числом менее 45 единиц приводит к жесткой работе двигателя.

Повышение цетанового числа позволяет процессу сгорания протекать плавно, а двигатель работает экономично и более мягко. Более высокое цетановое число означает меньшее время воспламенения, лучшее горение топлива, повышает экологичность выхлопа. Если показатель превышает 60, прирост мощности двигателя не происходит.

Чтобы обеспечить нормальную работу двигателя, требуется использовать топливо с оптимальной длительностью периода задержки воспламенения.

Цетановый индекс – это цетановое число топлива до добавления повышающей присадки в дизельное топливо. Вычисляется измерением свойств топлива, определяется на испытательном двигателе.

Цетановый индекс и цетановое число по-разному влияют на эксплуатационные характеристики двигателя. Чтобы избежать передозировки топливных присадок и изменения состава топлива, нужно сохранять минимальную разницу между цетановым индексом и цетановым числом.

Фракционный состав влияет на полноту сгорания и токсичность отработанных газов. Температурный диапазон кипения дизельного топлива от 150 до 360°С., с тяжелым фракционным составом кипит при температуре 230-360°С.Фракционный состав дизельного топлива влияет на пуск холодного двигателя.

Увеличение содержания легких фракций в дизельном топливе повышает критическое давление воспламенения рабочей смеси, появляются стуки в цилиндрах, разжижается картерное масло. Тяжелые фракции сгорают неполно и увеличивают отложение нагара в камере сгорания, поэтому должен быть оптимальный, сбалансированный состав.

Вязкость

Дизельное топливо имеет нормируемое значение кинематической вязкости при 20°С — от 1,5 до 6,0 мм2/с (сСт). При снижении вязкости топлива уменьшается цикловая подача, появляется подтекание через распылители форсунок, повышается нагарообразование и появляется дымность выхлопа. Маловязкое топливо увеличивает износ ТНВД.

Вязкость дизельного топлива понижается с нагревом и увеличивается при низких температурах. Слишком вязкое топливо приводит к ухудшению смесеобразования и сгорания, ухудшается его проходимость через фильтр. 

Летний сорт топлива при - 3-5°С загустевает и плохо прокачивается через топливный фильтр, а при температуре около -10°С топливо застывает. Запуск двигателя с загустевшим летним дизтопливом без отогрева автомобиля почти всегда закончится повреждением ТНВД, в этом случае не помогут спецсредства для облегчения запуска дизелей. Только зимнее дизельное топливо с меньшей вязкостью гарантирует надежную работу двигателя в холодное время года.

Плотность определяет энергоемкость топлива. Выше плотность -  значит больше энергии вырабатывается в процессе его сгорания. Также возрастают показатели эффективности и экономичности. Плотность зависит от температуры окружающего воздуха – при понижении температуры она увеличивается, объем топлива уменьшается – происходит усадка, и наоборот. Чтобы определить изменения объема, нужно воспользоваться формулой: «Один литр на одну тонну на один градус».

Низкотемпературные свойства  и подвижность при отрицательных температурах определяют работу системы питания. Топлива, содержащие большое количество парафиновых углеводородов, имеют плохие низкотемпературные свойства вследствие кристаллизации этих углеводородов даже при положительных температурах. Выделяющиеся кристаллы могут засорить систему питания двигателя, особенно топливные фильтры.

 

  • Температура помутнения – это температура, при охлаждении до которой топливо начинает мутнеть из - за образования микрокристаллов парафинов. Надежная подача топлива обеспечивается при температуре окружающей среды на 3 - 5°С выше его температуры помутнения. Низшая температура, при которой еще возможно протекание топлива через стандартный топливный фильтр тонкой очистки, называется предельной температурой фильтрации.
  • Температура застывания – Температура застывания характеризует потерю текучести подвижности топлива с понижением температуры из-за увеличения вязкости и выделения кристаллов парафинов. При достижении tз невозможна подача топлива в цилиндры двигателя.

Коксуемость дизельного топлива - это процент содержания в топливе кокса или углистого остатка, полученного нагреванием топлива при высокой температуре (800—900°С) без доступа воздуха. Коксуемость характеризует очистку нефтепродуктов от асфальтосмолистых веществ и является показателем, по которому судят о склонности топлива к нагарообразованию и закоксовыванию форсунок. Коксуемость дизельного топлива допускается в пределах 0,005—0,10%.

Большее количество коксующихся продуктов находится в фракциях дизельного топлива, имеющих более высокую температуру кипения. ГОСТ предусматривает определение коксуемости по 10%-ному остатку топлива, который получается при фракционной перегонке. В дизельном топливе для тепловозов коксуемость 10%-ного остатка должна составлять не более 0,5%.

 

Температура вспышки в закрытом тигле – наименьшая температура летучего конденсированного вещества, при которой пары над поверхностью вещества способны вспыхивать в воздухе под воздействием источника зажигания, однако устойчивое горение после удаления источника зажигания не возникает. Вспышка — быстрое сгорание смеси паров летучего вещества с воздухом, сопровождающееся кратковременным видимым свечением. Температуру вспышки следует отличать как от температуры воспламенения, при которой горючее вещество способно самостоятельно гореть после прекращения действия источника зажигания, так и от температуры самовоспламенения, при которой для инициирования горения или взрыва не требуется внешний источник зажигания.

Массовая доля серы. Важным элементом, определяющим стоимость и качество нефти, является массовая доля серы в углеводородной основе. Большое количество серы в нефти усложняет переработку и ухудшает качество нефтепродуктов, активно воздействует на металлы. Широкое применение различных видов топлива приводит к загрязнению атмосферы сернистым газом, это  угрожает здоровью людей, а выпавшие кислотные дожди снижают плодородие почв. Поэтому существуют стандарты, которые жестко регламентируют содержание серы в нефти и топливе на ее основе. В зависимости от массовой доли серы в России нефть подразделяют на четыре класса (ГОСТ Р 51858-02. Нефть. Общие технические условия).

Смазывающая способность дизельного топлива – характеристика, которая определяет срок службы элементов топливной системы. Использование топлива с недостаточными смазывающими свойствами может привести к быстрому износу или заклиниванию движущихся частей элементов топливной системы.

Содержание воды и твердых взвешенных частиц. Во время хранения топлива в неполной емкости вода попадает в него из-за конденсации, а при перевозке топлива в цистерне в него могут попасть механические примеси, поэтому нужно обязательно фильтровать топливо перед заливкой  в топливный бак. Повышенное содержание в топливе водных фракций и твердых взвешенных частиц понижает срок службы фильтров и системы подачи топлива.